galina6111 (galina6111) wrote,
galina6111
galina6111

Category:

Приключения русов-готов (татаро-монгол) в Сибири или Очерк по "дорусской" истории Верхнего Приобья4

Сноски:
1) Согласно данным "Descriptio civitatum ad septentrionalem plagam Danubii" (Praha, 1956. P. 2, пер. В.К.Ронина), страна ободритов состояла из 53-ти княжеств, столицами которых были города.
2) В кн. I, гл. 12. "Славянской хроники" Гельмольда (XII век) приводятся данные, согласно которым одним из ободритских племен были вагры, которые "имели соседями датчан и саксов и все военные столкновения или сами первыми начинали, или, если нападали другие, принимали удар на себя". Столица вагров называлась по-славански "Стариград" (совр. Ольденбург). Таким образом, Гельмольд дает подсказку на вопрос, почему континентальная колония ободритов получила название "Новеград". Судя по всему, имя ей дали те ободриты, которые были из числа вагров, известных так же в Европе как варины, вэрины или вэринги, а в Киеве - как варяги или варанги.
3) Современная историческая наука знает только "словеньцев" - так иногда называли Кашубов (жили на территории современного Поморского воеводства в Польше) и адриатических Венетов (жили на территории современной провинции Венето в Италии). Еще в Центральной Европе была группа племен, которых среневековые географы называли "словаками", что означало "такие же как словенцы", и это название постепенно превратилось в этноним. Других имен, похожих на слово "славяне", на карте средневековой Европы не было. А что касается названий современных государств, такие как Словакия, Словения, Славия, Славония, то их возникновение относятся к истории более позднего периода.
4) "Drang nach Osten" - "Движение на Восток", крестовый поход, провозглашенный папой Евгением 11 апреля 1147 года.
5) Под "германской нацией" тогда подразумевалось совсем не то, что сейчас. Дело в том, что общегерманский литературный язык появился лишь в XVII веке, а этническое имя "Дойче" немцы приняли и вовсе в 1871 году - за 36 лет до Февральской революции в России. Так что в Первом Тысячелетии нашей эры "Германия" могла существовать только как страна, которой владеют "германцы" - разноплеменные феодалы, которых объединял один молитвенный и административный язык - латынь. Статус "германца" ввел, вероятно, Карл Великий - известный фанат всего древнеримского. Во всяком случае, племени или рода под названием "германцы" на территории средневековой Европы не зафиксировано - слово пришло из "мертвого" языка. Возможно, Карл Первый велел монахам отыскать латинский термин, который бы уважительно именовал варваров (сам-то он, говорят, читать-писать не умел). Этим словом оказалось название "германцы", которое, как считают некоторые историки, ввел в оборот Юлий Цезарь, со слов пленных варваров именовавших себя "яроманы". А может, был прав грек Страбон, который в начале I века писал, что римляне называли некоторых варваров "germani", потому что это слово и до Юлия Цезаря имелось в латыни, означая "настоящие, истинные, родные". В любом случае, все это не так важно - когда римский консул Друз разбил на Майне племя маркоманов, а сам потом погиб в результате несчастного случая, римский сенат посмертно присвоил ему, первому среди римлян, почетное звание Германик. За победу над "германцами". Было это в 9 году до н.э. С этого времени слово Германик стало частью титула многих римских консулов и императоров. Таким образом, когда Каролингам потребовался термин, доказывающий право "неримлян" на римское наследие, возникло понятие "германская нация", означавшее почти буквально: "неримское рождение" (слово natio тогда означало не народ, а рождение) и в то же время недвусмысленно корреспондировавшее с титулами великих императоров. Это был, конечно, не этнос, не народ, а выражаясь современным языком, политический проект, имевший целью ренессанс Великой Империи. Таким образом, "Священная Римская Империя Германской Нации" в буквальном переводе сегодня означало бы что-то вроде "Нетленное Римское Государство Неримского Рождения".
6) "Sinus ille ab incolis appellatur Balticus, eo quod in modum baltei longo tractu per Scithicas regions tendatur usque in Greciam, idemque mare Barbarum seu pelagus Scitium vocatur a gentibus, quas alluit, barbaris".
7) Остальные балтийские языки (прусский, куршский, земгальский и селонский) вроде бы исчезли, в основном, между 1400-м и 1600 годами.
8) "Гюстровская ода", Ф.Томас. Гюстров, 1716.
9) Само слово "ненец" тоже весьма спорного происхождения. Явно славянский суффикс указывает на то, что в язык самодийского племени Нао оно вошло как русское название прежних обитателей Ямала, которые, надо полагать, были очень
похожи на исторических "немцев" раз получили от новгородцев такую кличку. В общем, нельзя исключать, что "ненцы" - это искаженное "немцы".
10) "Русский вестник", 1881 г.
11) В правление Алексея Михайловича (1645 г.) началось уничтожение разрядных книг, отражавшие реальную историю русских родов и организовано избиение "староверов", потому что у них еще сохранялись старые книги.
12) Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. / Отв. ред. А.П. Окладников. - Л.: Наука, 1969. - 196 с.).
13) "Теленгеты", И.С.Тенгереков
14) В отписках в Москву "белые калмыки" величались по имени и фамилии (по отцу), в то время как остальная местная знать, например, глава племени эуштов Тоян или глава племени чатов (цаттыр) Тарлава, упоминались просто по имени. В те времена по отчеству полагалось называть только бояр, дворян, да еще казаков, если они состоят на государевой службе.
15) Словарь Московии, изданный в XVII веке английским путешественником Ричардом Джемсом, включает всего 16 славянских слов, аналогичный разговорник "московитского языка" немецкого филолога Генриха Лудольфа (1696 г.) - 41 славянское слово. Прочее содержание обоих словарей полностью состоит из мордовско-тюркской лексики.
16) "Грамматика языка московитов", Генрих Вильгельм Лудольф, 1696 г.
17) Например, Алексей Кругликов, основатель Умревинского острога (1703 г.), первой цитадели московской власти на территории современной Новосибирской области, был сыном Штета Круглика - шляхтича Мстиславского повята Речи Посполитой, который в 1655 году был пленен, и в чине "сына боярского" отправлен служить на телеутскую границу в Томский острог.
18) Аль-Балхи, Аль-Марвази, Аль-Истархи, Ибн-Хордадбех, Ибн-Русте, Ибн-Хаукаль и др.
19) Археолог Г.Белорыбкин, журнал "Родина" 11-2003 г.
20) Такое название Алтая сохранилось, например, в китайской географии. Возможно, что слово Артай происходит от одноименного древнеготского божества, которое известно, в основном, по галльскому пантеону.
21) Термин "татарское иго" в русских летописях не встречается. Впервые был введен в оборот в польской литературе начала XV века. В буквальном переводе это выражение тогда означало: "военное ярмо, тягло". В современном русском языке есть близкое по смыслу выражение у военных: "тянуть лямку".
22) Выражение "монголо-татарское иго" вышло из немецкого учебника "Атлас и таблицы для обозрения истории всех Европейских земель и государств от первого их народонаселения до наших времен" (1817 год, Крузе Х., Крузе Ф.). В середине XIX века эта книга была впервые переведена на русский язык и издана в Петербурге.
23) Присоединение к России Телеутской землицы (современные Новосибирская и Кемеровская области с Алтайским краем) не сопровождалось передачей власти или иным юридическим актом, а осуществлялось по факту свободного проникновения на эту территорию подданных Московского Государства, первые признаки которого стали фиксироваться, примерно, с 1713 года. Но в 1721 году была провозглашена Российская Империя (вторая в мире после Священной Римской Империи германской нации). Таким образом, датой официального присоединение Верхнего Приобья к России следует считать юридический акт образования Российской Империи 22 октября 1721 года, которым по европейскому законодательству узаконивалось право России включать в себя территории других народов и государств. Не случайно в тот же день царь Петр принял от синода и сената несколько почетных титулов, в том числе: Отца Отечества, Всероссийского Императора и Петра Великого.
24) Вот как звучал полный титул царя Петра:
"Божиею милостию мы, пресветлейший и державнейший великий государь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец: Московский, Киевский, Владимерский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский и царь Сибирский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея северные страны повелитель, и государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей, и Кабардинские земли, Черкасских и Горских князей и иных многих государств и земель Восточных и Западных и Северных Отчичь и Дедичь и наследник и государь и обладатель". ("Titles of European hereditary rulers").
А так - императора Петра Великого:
Божiею посп_шествующею милостiю Мы Петръ Первый, Императоръ и Самодержецъ Всероссiйскiй, Московскiй, Кiевскiй, Владимiрскiй, Новгородскiй, Царь Казанскiй, Царь Астраханскiй, Царь Сибирскiй, Государь Псковскiй и Великiй Князь Смоленскiй, Князь Эстляндскiй, Лифляндскiй, Корельскiй, Тверскiй, Югорскiй, Пермскiй, Вятскiй, Болгарскiй и иныхъ,
Государь и Великiй Князь Новагорода Низовскiя земли, Черниговскiй, Рязанскiй, Ростовскiй, Ярославскiй, Б_лоозерскiй, Удорскiй, Обдорскiй, Кондiйскiй и Всея Сeверныя страны повелитель и Государь Иверскiя земли, Карталинскихъ и Грузинскихъ Царей, и Кабардинскiя земли, Черкасскихъ и Горскихъ Князей и иныхъ насл_дный Государь и Обладатель". ( Peter I "the Great" Romanov (+1725), Czar (Emperor 1721) of Russia 1682).
(c) Copyright: Федор Григорьев, 2010
Ист. http://www.proza.ru/2010/03/03/462
Неизвестная история Новосибирской области
http://vedomosti.sfo.ru/articles?article=25616
Самый первый составитель Истории Сибири Г. Х. Миллер, когда в 1742 году приехал в Томск изучать «старые и древние исторические документы» по Верхнему Приобью (нынешняя Новосибирская область), нашел лишь пустые полки. «Русский вестник» в 1881 году по поводу посещения Миллером Томска пишет, что тот нашел только текущие канцелярские дела последних годов. Миллеру было сказано, что архивные документы сгорели. Между тем томские архивы, как свидетельствуют томские старожилы, были утоплены в Томи местным воеводой.
Что же засекретили власти Российской империи? Прежде всего, тот факт, что Томск в первые годы своего существования был не чем иным, как штаб-квартирой высокого посольства из далекой Москвы. Возможно, острог под эти цели и строился. Отсюда царские послы как на работу выезжали на сопредельную территорию — к речке Мерть, что является притоком Ини. Там находилась резиденция владыки государства, которое в отчетах московскому царю звалось «Телеутская землица». (От слова «теленги», что в переводе с тюркского означает «царские слуги» — видимо, так называли себя представители этого государства). «Телеутская землица» охватывала ни много ни мало — территорию современной Новосибирской области плюс весь Алтайский край. Население — немногим более тысячи. Так вот с ее хозяевами царским послам не удавалось найти общий язык целых четыре года. Состав посольств менялся, но результата не было. Наконец, 2 февраля 1609 года Иван Коломна при посредничестве Тояна, вождя племени эуштов, убедил Обака, хана «Телеутской землицы», заключить с Московским государством договор о военно-политическом союзе. В Кремль полетела радостная депеша: «И Обак и мурзы с своими людьми на том тебе государю царю и великому князю Василью Ивановичю всеа Руссии шертвовали». 31 марта 1609 года все бумаги были подписаны — это был единственный межгосударственный договор, который Московское государство заключило на территории Сибири (здесь и далее используются данные книги И. С. Тенгерекова «Теленгеты»).
Возникает вопрос: почему же Москве, которая за 11 лет до этого спокойно отобрала у Кучума его Сибирское ханство (территория современной Тюменской области), было так важно установить с «Телеутской землицей» именно дипломатические отношения? Ответ очевиден: Кремль считал, что страна телеутов должна быть не завоеванной, а присоединенной мирным путем. Причем акту ее вхождения в состав Московского государства почему-то придавалось исключительное значение — Борис Годунов, в правление которого воеводы вышли на границы затерянного в Сибири ханства, отправил туда целое посольство. Никто в Сибири не удостаивался такой чести! Своим послам (И. Поступинскому и Б. Константинову) он наказывал: «проведать о черных и белых калмыках, где они кочуют и в которых местах и кто ими владеет и с кем у них ссылка».
Тут надо пояснить: до XVI века «калмыками» называли не народ, а остатки Орды, которые хозяйничали за Волгой и за Уралом как вольные ханства и атаманства. Слово «калмак» так и переводится с тюркского: «оставшиеся». Среди «калмыков», вопреки сложившемуся мнению, были не только тюрки, но и славяне. В Московии тюркского вида «оставшихся» звали «черными калмыками», а европейского, то есть славян — «белыми», но чаще — телеутами.
В докладных записках московскому царю сохранились имена представителей телеутской знати: Матай Табынов, Жиран Иурганов, Батай Кокин, Могулан Бейконов, Кумек Ентугаев, Торгай Басбейков, Читай Терев… Не правда ли круто? Ведь в те времена фамилии полагались только боярам, дворянам, да еще казакам, если они состоят на государевой службе! А что касается имен, то они, конечно, не татарские — окончание на «ай» для татарского именослова не характерно. И не ойратские (монгольские) — сравните: Оруса Цаган, Басанга Баатр, Бембян Инджа... Так какие же? Обычные «говорящие», т.е. дохристианские имена славян, какие в древние времена были характерны для Суздаля или Мурома: Матай — от «мотаться», Жиран — от «жирный», Батай — от «батя», Могулан — от «мугучий», Кумек — правильно, от «кумекать». Про Торгай да Читай даже говорить не хочется… Язык, на котором говорили хозяева «Телеутской землицы», остался неизвестен, поскольку его изучение началось только через два с половиной века. Скорее всего, в среде телеутов имело место двуязычие. Во всяком случае, есть письмо кузнецкому воеводе от самого последнего их владыки Сала Табылова. Смотрите, как писал по-русски этот «калмык»: «Смирно жить станем — волосы забелеют, за железо примемся — кости забелеют…» (Уманский А. П. «Телеуты и русские в XVII—XVIII веках»).
Не здесь ли кроется отгадка тайны, похороненной в водах Томи? Почти маниакальное упорство, с каким московское правительство вело переговоры с «белыми калмыками» (сначала Борис Годунов, а потом — Василий Шуйский), могло означать только одно: Кремль видел в них не только единокровных, но и равных себе партнеров по переговорам. Как бы фантастично это предположение ни звучало, но оно имеет под собой вполне реальную фактологическую основу. Во-первых, Приобъе всегда считалось местом нахождения полумифической Арты, про которую еще в X веке арабские и персидские писали как про «третью Русь». Позднее географы располагали здесь уже не Арту, а Орду — вот такое совпадение! Во всяком случае, большинство современных историков сходятся в том, что победоносные ордынские томэны формировались не где-нибудь, а на бескрайних просторах Барабинской и Кулундинской степей (Кулундинская степь на дореволюционных картах России называлась Телеутской). Так удивительно ли, что в найденном приобском ханстве московские цари увидели остатки знаменитой Синей Орды — той самой, откуда вышла великая империя, заставившая трепетать весь мир?
Представляете, какой резонанс могло иметь в Европе сообщение о том, что прямые наследники страшной Орды добровольно вошли в состав Московского государства? Тем более что и Борис Годунов, и Василий Шуйский, как никто из русских царей, нуждались в усилении авторитета своего правления…
Не успели! Великая Смута уже охватила Московию, и в 1613 году на царский престол взошла новая династия. Бояре Юрьевы-Захарьины, принявшие фамилию Романовы, были абсолютно не заинтересованы в идее официального объединения с наследниками Ордынского царства, потому что эта акция вознесла бы до небес значение династии Рюриковичей. Ведь все знали, что это была сугубо «ордынская» династия. Начиная с 1327 года и на протяжении всего «ига» именно московские Рюриковичи почти непрерывно были официальными представителями Сарая (столица Орды на Волге) по сбору платежей со всей «Тартарии». Знаменитая Куликовская битва в свете современных исторических данных тоже выглядит отнюдь не победой «русских» над «татаро-монголами» — это была схватка за сарайский престол между «незаконным» Мамаем и «законным» Тохтамышем, на стороне которого, конечно же, сражались и верные «балынцы», так в те времена звали москвичей (Древнеболгарский свод «Нариман тарихы»). Тохтамыш победил, и Москва усилилась. В то время чеканилась монета, на одной стороне которой — лик московского государя Дмитрия Донского, а на другой — тюркская фраза «Да здравствует», что в буквальном написании: «Тохтамыш». В общем, голову сломать можно. Одно ясно — Москва всегда была частью Орды. И конечно, Романовы не могли допустить, чтобы ореол жуткой ордынской славы продолжал освещать имя свергнутой династии. Они, как известно, наоборот, стали переписывать всю историю, всячески отделяя Московию от Орды. Все началось с того, что в правление Алексея Михайловича (1645 г.) были уничтожены разрядные книги, отражавшие реальную историю русских родов и организовано избиение «староверов», потому что у них еще сохранялись старые книги.
При Романовых переговоры с телеутами были фактически свернуты, отношения изменились. Теперь Москва относилась к ним без всякого почтения. Начались пограничные стычки. В 1632 году отряд воеводы Пущина предпринял глубокий рейд в территорию «Телеутской землицы», но был с боем остановлен хозяевами, которые преградили дорогу «в 3 день выша Чумыша реки», то есть уже на Алтае. «Я, государь, воротился в Томской город, потому что людем не в силу, прилегли орды многие», — писал царю Пущин.
Нараставшая напряженность достигла предела, когда к власти пришел Петр Великий. Он требовал от своих сибирских воевод активных действий. Телеуты, видимо, поняли, что государства им не удержать. Через 100 лет после установления с Московией дипломатических отношений они поступили как староверы — собрались и ушли. Телеутский улус был предоставлен самому себе, так как его древние хозяева приняли подданство соседней Джунгарии. Джунгарский хан Цэван Рабдан при встрече с российским послом И.Чередовым летом 1713 года, объяснял ему, что русские власти «теленгутам чинили многие обиды… и теленгутам стало жить невозможно, и он нехотя ссоры и теленгутов взял к себе». Уже к 1717 году племена, населявшие будущую Новосибирскую область и Алтай (азкыштымцы, абинцы, барабинцы, чаты, шорцы и кумандинцы), остались без власти. Русскую колонизацию они восприняли как смену правящей верхушки — на смену одним «белым калмыкам» пришли другие. Поэтому освоение Верхнего Приобья прошло на редкость бесконфликтно.
До поездки в Томск Г. Х. Миллера — немца, нанятого написать Историю Сибири, оставалось 25 лет…
Федор Григорьев, директор НП «Школа журналистики».
С форума по теме:
http://www.by-airforce.com/forum/showthread.php?t=5521&page=8
http://mdrussia.ru/index.php/topic/4184-древние-сибирские-города-призраки-–-до-прихода/
http://www.old-church.net/store/ermak-knyaz-sibirskii
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments